10 фактов о том, почему некоторые цвета запрещали в искусстве
1 Политический контроль
В разные эпохи цвета напрямую ассоциировались с властью и идеологией. Красный, например, запрещали в определённых странах, чтобы ослабить влияние революционных символов.
2 Религиозные табу
Некоторые оттенки синего, пурпурного или зелёного считались священными и могли использоваться только в храмах или ритуальных предметах. Художникам не разрешали применять их в обычной живописи.
3 Стоимость материалов
Исторически дорогие пигменты, как ультрамарин из ляпис-лазури, были доступны только королевским мастерским. Простым художникам использование «королевского синего» запрещалось или считалось неприличным.
4 Ядовитые пигменты
Некоторые яркие оттенки, например, зелёный Штрих, были смертельно опасны. В некоторых странах художникам запрещали работать с ними, чтобы избежать массовых отравлений.
5 Социальные нормы
Определённые цвета ассоциировались с низшими слоями общества или маргиналами. Использовать их в официальных картинах считалось неприемлемым.
6 Военная символика
Красные и золотые оттенки иногда запрещались в произведениях искусства, чтобы не имитировать или не подражать военной форме и знакам отличия.
7 Цензура искусства
Цвет мог использоваться как инструмент провокации. Например, яркие кислотные тона времен авангарда иногда запрещались как «оскорбляющие глаз» или «непристойные».
8 Эстетические догмы
В классических школах живописи существовали «правильные» палитры. Использование непривычных или слишком ярких цветов считалось нарушением академического кодекса.
9 Скрытая символика
Некоторые цвета были запрещены из-за скрытого смысла: зелёный мог означать зависть, чёрный - смерть, пурпур - роскошь, недоступную большинству.
10 Эксперименты с восприятием
В XX веке некоторые психоделические цвета и контрастные сочетания считались опасными для психики зрителя. Художникам запрещали использовать их в публичных экспозициях.